Немецкая классическая философия   ::   Гулыга Арсений

Страница: 26 из 552

Это опасное уродство, когда человек замыкается в какой-то одной области знаний: "Я называю такого ученого циклопом. Он - эгоист науки, и ему нужен еще один глаз, чтобы посмотреть на вещи с точки зрения других людей. На этом основывается гуманизация наук, т. е. человечность опенок... Второй глаз это самопознание человеческого разума, без чего у нас нет мерила величия наших знаний" [9]. Перед собой Кант ставит задачу преодоления пороков современной ему науки. "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком" [10]. Это признание имеет для Канта принципиальную важность. Он навсегда расстается с ученой спесью просветителя, любующегося своим многознанием, боготворящего всесилие науки. Ценность знания определена нравственной ориентацией; та наука, которой он себя хочет посвятить, - наука людей. Отныне в центре философских исканий Канта - проблема человека. Весь вопрос в том, что же действительно нужно человеку, как ему помочь.

Одно бесспорно: человеку не следует морочить голову. Против тех, кто пытается этим пробавляться, направлено сочинение Канта "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика" (1766). Перед нами опять-таки не ученый трактат, скорее, эссе. Поводом для его написания послужила

20

деятельность Э. Сведенборга, человека примечательного.

|< Пред. 24 25 26 27 28 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]