Немецкая классическая философия   ::   Гулыга Арсений

Страница: 27 из 552

Известный в свое время шведский ученый и изобретатель, знаток минералогии,избранный членом Петербургской академии наук, Сведенборг под старость объявил себя духовидцем. Он уверял, что состоит в близких отношениях с духами умерших, получает от них сведения из иного мира. О нем рассказывали невероятные истории. Так, к нему за помощью якобы обратилась вдова голландского посланника при шведском дворе, от которой требовали уплаты за серебряный сервиз, изготовленный по заказу ее мужа. Зная аккуратность своего мужа, дама была уверена, что долг оплачен, но доказательств у нее не было, Сведенборг будто бы побеседовал с духом покойного и вскоре сообщил вдове, где хранится расписка. Этот рассказ Кант передает иронически, видя в нем, как и в других подобных историях, причудливую игру воображения. "Поэтому я нисколько не осужу читателя, - пишет Кант, - если он, вместо того чтобы считать духовидцев наполовину принадлежащими иному миру, тотчас же запишет их в кандидаты на лечение в больнице..." [11]

Дело, однако, не только в Сведенборге и его последователях. На одну доску с "духовидцами" Кант ставит адептов спекулятивной метафизики. Если первые - "сновидцы чувства", то вторые - "сновидцы ума". Метафизики тоже грезят, свои идеи они принимают за подлинный порядок вещей.

|< Пред. 25 26 27 28 29 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]