Немецкая классическая философия :: Гулыга Арсений
Страница:
28 из 552
Философ не завидует их "открытиям", он лишь боится, чтобы какой-нибудь здравомыслящий человек, не отличающийся учтивостью, не сказал им то же самое, что ответил астроному Тихо Браге, пытавшемуся по звездам определить дорогу, его кучер: "Эх, барин, вы, может быть, все хорошо понимаете на небе, но здесь, на земле, вы дурак". Таково прощальное слово Канта, обращенное к вольфианской метафизике. Он смеется не только над визионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людей науки полагаться на опыт, и только на опыт - альфу и омегу познания.
С метафизикой Кант прощается, но расстаться не может. Он признается, что волею судеб "влюблен в метафизику", хотя она редко выказывает ему свое благоволение [12]. Этот "неудачный роман" длился многие годы. Всю свою
21
университетскую жизнь Кант читал курс метафизики ("по Баумгартену"), его мучили "проклятые" метафизические вопросы - о сущности мира, Бога, души. Но чем дальше, тем яснее становилось, что ответы нельзя получить умозрительным путем. Поэтому Кант мечтает о перевоспитании своей возлюбленной, он хочет видеть ее лишь "спутницей мудрости", прочерчивающей границы познания.
Воспитатель - время. Кант все меньше публикует, все больше размышляет над "главным сочинением". Он упомянул о нем в одном из своих писем под новый, 1766 год. Заявка на "Критику чистого разума" сделана. Книга появится через пятнадцать лет. За эти годы в духовной жизни Германии произойдет немало важных событий. Обратимся к ним, с тем чтобы затем вернуться к Канту во всеоружии знаний о том, что происходит вокруг него и влияет на его духовное развитие.
2.
|< Пред. 26 27 28 29 30 След. >|