Немецкая классическая философия   ::   Гулыга Арсений

Страница: 528 из 552

218.

16 Литературная теория немецкого романтизма. М., 1934. С. 121.

17 Шеллинг В. Ф. Философия искусства. М., 1966. С. 72.

18 Там же. С. 70.

19 Там же. С. 81.

20 Там же. С. 106.

21 Там же. С. 172. "...Искусство может обнаружиться только в индивидууме. С этой точки зрения стиль всегда и необходимо составляет истинную форму, т. е. опять-таки абсолютен, манера же только относительна... Манерой следовало бы назвать неабсолютный, неудавшийся, невыработавшийся стиль" (там же. С. 177, 176).

22 Там же. С. 175.

23 Этот роман, вышедший в 1805 г. под псевдонимом Бона-вентура, в прошлом веке считался произведением Шеллинга. В нынешнем веке возникли сомнения, которые затем в немецком литературоведении переросли в уверенность; авторство романа приписывалось различным лицам, в последнее время - малоизвестному литератору А. Клингеману (Schillemeit J. Bonaventura. Der Verfasser der Nachtwachen. Munchen, 1973). Свою убежденность в том, что роман был написан Шеллингом (и соответствующие аргументы), автор этих строк изложил в статье "Кто автор романа "Ночные бдения" (Вопросы литературы. 1982. № 9. С. 203-216).

24 Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. VI S. 571.

25 Шеллинг Ф. В. Философия искусства. С. 430. Тот факт, что Шеллинг противоречит сам себе, нельзя объяснить неоднородностью текста. В свое время высказывались необоснованные предположения, что опубликованный текст "Философии искусства" состоит из разнородных элементов (см., например: Шеллинг Ф. В. Философия искусства. С. 10-12).

|< Пред. 526 527 528 529 530 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]