От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 455 из 689

Но не менее перипетийно - в точке взаимопорождения, начала - и само общение, взаимопредполагание этих перипетий в душе современного человека. И это не "релятивизм" и даже не "вариативность" морали, но - полный объем моей личностной ответственности за судьбы и смыслы жизни людей иных культур, иных смысловых спектров. Это уже не мораль "терпимости" (пусть живут, как могут...), но нравственность включения в мою со-весть предельных вопросов бытия других людей, их ответной вести в моей собственной судьбе111.

Но продолжим наше сопоставление. Сознание, пробужденное XX веком, замечает, что в том же едином ключе - и скажу определеннее - в ключе культуры - необходимо сейчас понимать и развитие самой науки, еще недавно породившей схему "восходящего развития", уплотнения знаний и т.д. "Принцип соответствия", идея "предельного" перехода, соотношение дополнительностей, парадоксы теории множеств в математике, вообще - парадоксы обоснования начал математики - все это заставляет утверждать: наука также может и должна быть понята и развиваема как феномен культуры, то есть (теперь отважимся сказать - то есть...) как взаимопереход, одновременность, разноосмысленность различных научных парадигм, как форма общения античных - средневековых нововременных форм ответа на вопрос: что есть "элементарность", "число", "множество" и т.д.? Снова тот же культурологический парадокс:

Не обобщение, но общение различных форм понимания - вот формула движения к всеобщности в современных позитивных науках.

|< Пред. 453 454 455 456 457 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]