От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 456 из 689



Но тот же схематизм общения (не обобщения) различных всеобщих и уникальных формбытия действует в конце XX века и в определении "производительных сил" (ориентация на свободное время, на время "самоизменения" не только в духовном, но и в так называемом материальном" производстве, в индивидуально-всеобщем труде)112. В общении различных "формаций" (ср. конвергенция). В элементарных ячейках современной социальности (особая роль малых, динамичных групп и полисов). В странном взаимовлиянии различных форм современного - стремящегося к всеобщности гуманитарного мышления. В этой всеобщности и атом, и электрон, и космос понимаются так, как если бы это были произведения, смысл которых актуализируется в челноке различных форм разумения.

Однако общение и бытие в культуре (по схематизму: "Явление четвертое. Те же и Софья...") совершаются не линейно, не в профессиональном отщеплении философ с философом, поэт с поэтом... но в контексте целостных исторических "пьес" - античной, средневековой, нововременной, западной, восточной...

Культура - трагедия трагедий, когда одна - в другую (как в китайской костяной головоломке) вточены многообразные шаровые поверхности драматического действа и катарсиса; когда реальное общение и взаиморазвитие отдельных персонажей осуществляется как общение и диалог различных трагедий.

Обращу внимание на два таких сопряжения.

Так, все названные феномены культуры - искусство, философия, нравственность...

|< Пред. 454 455 456 457 458 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]