От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 468 из 689



б) Но эта жизнь моего духа во плоти произведения будет действительно бессмертной, завершенной, и - неисчерпаемой, и индивидуально-неповторимой лишь втой мере, в какой это (мое) произведение оказалось способным сосредоточивать и индивидуализировать в себе всю культуру, целостную культуру данной эпохи, изобретая ее - этой культуры - единственный, единичный и - всеобъемлющий художественный образ, единственную, неразрешимую нравственную перипетию, - "Эдип" Софокла, Христос Евангелия, "Гамлет" Шекспира, "Дон-Кихот" Сервантеса или - Кельнский собор. Так, скажем, вся культура античности должна быть осмыслена не в совокупности или "сумме" ее произведений, но - целиком, полностью предстать в каждом произведении - в "Пармениде" Платона или - в "Эдипе" Софокла... Каждое из этих определений, каждый смысл античной культуры всеобщ, единствен, уникален. Но это означает и обратное: каждое данное произведение возможно понять как произведение культуры, только если оно понято (и может реально существовать) как уникальный смысл всей античной культуры. В ее диалоге с иными определениями, средоточиями этой культуры (обязательно неповторимыми, авторскими).

в) Вобрав весь смысл данной культуры и выходя тем самым на грань этой культуры, в ее рискованное со-бытие с иными культурами, каждое такое произведение раскрывает смысл бытия культуры как общения культур и как общения личностей.

Неповторимый, целостный и авторский образ этой культуры оказывается одновременно (и - тем самым) образом общения культур, образом и нравственной перипетией взаимонасущности двух (и - многих) культур. В самом деле.

|< Пред. 466 467 468 469 470 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]