От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 505 из 689



В теории еще нет перехода в самодетерминацию, но есть - необходимое для самодетерминации, для преображения внешних детерминационных связей отстранение связей "извне" и "из-нутра". Их замораживание. В этом плане "теоретическая" грань культуры не менее существенна и всеобща (пронизывает все устремления нашего сознания), чем грань искусства и грань философии... Теоретическая грань (сознания и мышления) существует всегда, получая свой (особенный) смысл в контексте разных форм разумения133: в контексте античного разума, стремящегося о-пределить, космизировать хаос, понять мир в его внутренней форме (как эйдос); в контексте средневекового разума, для которого понять мир, предметы, человека означает причастить каждый предмет и каждого индивида к единому (одному) всеобщему, надбытийному Субъекту, Слову; в контексте познающего разума Нового времени - разума, понимающего предметы "как-они-есть-сами-по-себе", отдельно от нас... (О других - скажем, восточных - формах разумения сейчас речи нет.) Правда, обычно теория понимается только в контексте этого "третьего разума", разума познания; теория есть, как правило, синоним "теоретико-познавательных" устремлений. Полагаю, что такой нововременной моноцентризм мешает понять действительную суть теории как всеобщей грани культурной самодетерминации, во всем многообразии ее (теории) всеобщих философских смыслов. В итоге теория теряет образ "многогранника" (см. выше) и жестко укладывается (в отличие от философии или искусства) в прокрустово ложе лестницы "восхождений" и "снятий".

|< Пред. 503 504 505 506 507 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]