От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
605 из 689
Во-первых, новый тип разумения предполагает необходимость включить в определение мысли- немыслимое бытие, во всей его противопоставленности мышлению, в целостности его вне-логического статута. Новому разуму необходимо воспроизвести это вне-понятийное бытие во внутренней структуре ("связке") самого понятия. Бытие (как возможность и основание мышления, как не-мысль, небытие мысли) должно именно в этом своем определении быть понято мыслью, должно, как гранит в эстетическом восприятии современной скульптуры, войти в пафос нового разумения. Это я называл выше - парадоксализмом разума (конечно, не рассудка) современной эпохи. Или, иначе определяя, это есть философско-логическое выворачивание "нутром - наружу" несамоотносимости самоотносимого (через рефлексию) определения всеобщих понятий.
В относительно частном виде эти парадоксы несамоотносимости... были выявлены уже в современной математике - парадоксы теории множеств - и в физике - парадоксы элементарности.
Но столь неукротимое вторжение вне-мысленного бытия в самые недра мысли, в глубь понятия осознается, - прежде и ближе всего - как полный отказ от самой традиции Высокого рационализма, как отречение от разума вообще. Совершается ли это отречение от философской логики в форме "философии жизни", или в форме хайдеггеровского "бытия для бытия", или в форме откровенного мистицизма...
|< Пред. 603 604 605 606 607 След. >|