От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
607 из 689
Все нарастают и нарастают соблазны прислониться к одному из давно известных, а сейчас совсем рядом стоящих, форм разумения (средневекового - причащающего; античного - эстетического; или просто-напросто до-разумного мифологического, "архетипического" лада...). Прислониться к нему, слиться с ним, уйти от невыносимых трудностей века XX. Ведь теперь эти формы разумения, эти духовные миры уже не расположены как ступени восходящей лестницы (все выше и выше, все дальше и дальше друг от друга), но действительно толпятся на одном пространстве, и "пространство" это - объем моего собственного "черепа".
Иными словами, диалогическое определение нового разума как бы отрицает его собственно логическое (и гуманитарное) определение. Но - поди распознай, что это лишь "как бы...", что диалогичность - лишь одна сторона нового изначального, неповторимого строя разумения и бытия... Поди распознай, что главное здесь - разумение самой бесконечной "возможностности" мира, само осмысление мира накануне бытия, мира впервые...
Это - о собственно логических моментах. Но есть еще и социологические причины.
(2) Дело еще в том, что назревание нового разума, новой логики совпадает (в XX веке) с экстенсивным разрастанием разума классического. Классический познающий разум Нового времени не уходит сейчас в тень, не отбрасывается "назад", как это было в предшествующие эпохи с иными формами разумения.
|< Пред. 605 606 607 608 609 След. >|