От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
608 из 689
Нет, в статуте рассудка, ответвляясь в русло рассудка, научно-теоретического расчета, классический разум обеспечивает нашу жизнь всем богатством материальных благ, остается основой научно-технических новаций, определяет коммуникациюмегаколлективов совместного труда. - Производственных гигантов. - Государственных всемогущих "орднунгов". Идеологических Левиафанов. В такой ситуации, во-первых, представляется особо бессмысленным поддаться на вызовы нового "безумия" (?), отказываясь от реальных и экстенсивно все возрастающих преимуществ классического разумения. Во-вторых, "слабые взаимодействия" всеобщего труда, "социума культуры" кажутся (нашему сознанию) бессильными против всемогущих государственно-идеологически-индустриальных чудовищ. Бессильными - и "поэтому" (силлогизм конформизма) неправыми, иллюзорными.
Да и реально (см. об этом выше) в самих механизмах сознания силы "детерминации извне" и из иррационального "нутра", невероятно взвинченные в наши дни, упорно теснят слабые силы самодетерминации, и прежде всего - силы, соединяющие сознание и мышление, формирующие новую философскую логику бытия.
(3) В XX веке (особенно в его начале) переплетаются и как бы отождествляются друг с другом две революции, по сути не имеющие между собой ничего общего.
- Революция духовная - в ключе формирования нового "социума культуры" (искусство, научно-теоретическая мысль, философские искания первой четверти века) - совпадает по времени с революцией социально-аргументированной, с диким напором государственно-идеологического всевластия, с утопизмом новой мессианской мощи.
|< Пред. 606 607 608 609 610 След. >|