От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 659 из 689

Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966. С. 103.

24 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 189.

25 Детальнее я рассматривал "дополнительность" "открытия" и "изобретения" в статье "Творческое мышление как предмет логики" (( Научное творчество. М., 1969.

26 См.: Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967 (части первая и вторая).

27 Я приведу здесь целиком значительный фрагмент гегелевского текста, поскольку вообще считаю, что цитировать имеет смысл, во-первых, если из таких выдержек возможно понять не только, что говорит данный писатель, но и как он мыслит; во-вторых, если текст этот может стать не просто иллюстрацией или подтверждением моих слов, но быть самостоятельным предметом анализа (для читателя).

28Гегель. Соч. Т. 4. С. 31.

29 Гегель. Соч. Т. 4. С. 31.

30 Гегель. Соч. Т. 4. С. 31 - 32.

31 Гегель. Соч. Т. 4. С. 34 - 36.

32 Гегель. Соч. Т. 4. С. 34.

33 В данном контексте речь идет не о "логическом субъекте" (то есть предмете познания, носителе предикативных определений), но о субъекте деятельности (и - субъекте логики). Впрочем, в средневековой логике и по-иному - в началах Спинозы и "логический субъект" и "субъект логики" сосредоточивается в некоем первоначальном тождестве. Тождестве "мгновенном" и сразу же исчезающем.

34 См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. М. - Л., 1934. С. 282. Детальнее эти идеи Выготского я анализирую в статье "Понимание Л.С.

|< Пред. 657 658 659 660 661 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]