Страница:
5 из 327
И на чаше весов русского помора, распевавшего свои "старины" длинными зимними вечерами под вой ветра-"полуночника", при лучине, бросавшей робкий свет на суровые лица, положительная оценка деятельности Петра перевешивала отрицательную.
Вот почему в преданиях и "старинах" поморов бог не карает "царя-антихриста", вот почему даже в устах дальних потомков тех, кто последовал за популярными "расколоучителями" протопопом Аввакумом и Никитой Пустосвятом, с течением времени меняется оценка Петра. В народных песнях, преданиях и сказаниях все реже и реже слышится старообрядческое, раскольничье осуждение Петра-"антихриста" и на первый план выступают ратные подвиги его.
Петр все может. Он - символ могущества. В преданиях Северного края Петр выступает даже повелителем стихий. Он вызывает бурю, и буря губит его врагов, топит "лодки свейские".
Но народ запомнил и другую сторону деятельности Петра - "тяготу непомерную", от которой плачет даже "земля сырая", борьбу Петра с любой "вольностью" и "вольницей". Тяжка доля народная, тяжело копать Ладожский канал, строить Петербург, горька доля солдатская и горек хлеб его, велики его испытания.
И лежит на фольклоре петровских времен отпечаток мрачности, суровости. Чувствуется в нем горе народное, невыплаканные слезы, затаенная печаль. Серьезно и строго подошел народ русский к памяти Петра, справедливо оценил его яркую, своеобразную личность, его деятельность, полную внутренних противоречий, положительные и отрицательные стороны его преобразований.
|< Пред. 3 4 5 6 7 След. >|