Политическая доктрина славянофильства   ::   Устрялов Николай

Страница: 63 из 71

Право без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо быть должно одним только насилием или зловластием" (П. И. Пестель, "Русская Правда", СПБ., 1906, стр. 3, 4.). Конечно, миросозерцание славянофилов по существу своему не имеет ничего общего с просветительским рационализмом Пестеля и его единомышленников. Конечно, указанное совпадение взглядов Хомякова и "Русской Правды" на природу права является в известном смысле внешним, не идет далеко вглубь и отнюдь не означает идейного родства их философских предпосылок. Однако, оно должно быть все же признано одним из характерных пунктов соприкосновения этих двух столь различных течений русской политической мысли. Об отношении славянофильства и декабризма ср. Довнар-Запольский, "Идеалы декабристов", Москва, 1907, стр. 278 и сл.; Семевский, "Политические и общественные идеи декабристов", СПБ., 1909, стр. 258, 259; ср. также Пыпин, "Общественное движение в России при Александре I", СПБ., 1900, стр. 361, 389, 414, 416.

9) А. С. Хомяков, Полное собрание сочинений, первое издание, т. I, стр. 14, 15.

10) Там же, стр. 15.

11) А. С. Хомяков, т. I, стр. 164.

12) Т. I, стр. 246.

13) Сочинения, т. IV, стр. 554.

14) Собрание сочинений Ф. И. Тютчева, издание Маркса, стр. 344.

15) Там же, стр. 355, 356. Взгляд Тютчева на идейную сущность французской революции, как сказано, поучительно сопоставить со взглядом знаменитого идеолога католической реакции во Франции графа Жозэфа дэ Мэстра.

|< Пред. 61 62 63 64 65 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]