Политическая доктрина славянофильства :: Устрялов Николай
Страница:
65 из 71
Лешков, "Русскийнарод и государство", Москва, 1858, стр. 136--141.
39) "Записка", стр. 30.
40) К. Аксаков, т. I, стр. 277.
41) Д. Х., "Самодержавие", 1903 г., стр. 40, 41.
42) Т. V, стр. 55.
43) А. С. Хомяков, т. VIII, стр. 200--201. Здесь любопытно отметить, что один из идеологов позднейшего "неославянофильства" о. Павел Флоренский в своей статье-брошюре "Около Хомякова" (1916 г.) категорически высказывает крайнее свое недовольство вождем первого поколения славянофилов за то, что тот якобы несомненно держался теории народного суверенитета. "По теории Хомякова, -негодует о. Флоренский, -- русские цари самодержавны потому, что такою властью одарил их русский народ после смутного времени. Следовательно, не народ -дети от Царя-Отца, но Отец-Царь от детей -- народа. Следовательно, Самодержец есть Самодержец не "Божиею милостью", а народною волею. Следовательно, не потому народ призвал Романовых на престол царский, что в час просветления, очищенным страданиями сердцем узрел совершившееся определение воли Божией, почуял, что Михаил Феодорович уже получил от Бога венец царский, а потому избрал, что так заблагорассудил наиудобнейшим для себя -- даровать Михаилу Феодоровичу власть над Русью, -- одним словом, не сыскал своего Царя, а сделал себе Царя..."
Не так ли в свое время в Англии, среди монархистов, благочестивые сторонники Фильмера горько укоряли последователей Гоббса, выводившего монархическое полновластие из общественного договора?..
44) М. Лемке, назв. соч., стр. 215.
45) Цит. соч., стр.
|< Пред. 63 64 65 66 67 След. >|