Политическая доктрина славянофильства   ::   Устрялов Николай

Страница: 70 из 71



88) Герцен правильно отмечает это слабое место учения славянофилов, -"исповедуя исторический принцип, они, однако, постоянно забывали, что все, что произошло после Петра I, -- тоже история, и никакая живая сила, не говоря уже о призраках, не в состоянии ни стереть совершившихся фактов, ни устранить их последствий" (там же, стр. 274).

89) Станкевич, "Т. Н. Грановский", стр. 147. Цитирую по В. А. Мякотину, "Из истории русского общества", СПБ., 1906, стр. 327.

90) "Русский Вестник", 1863, No 5; ср. С. Неведенский, "Катков и его время", СПБ., 1888, стр. 209--210.

91) Эта мысль прекрасно выражена Сперанским в его "Введении к уложению государственных законов" 1809 года, -- "Петр Великий во внешних формах правления ничего решительного не установил в пользу политической свободы, но он отверз ей двери тем самым, что открыл вход наукам и торговле. Без точного намерения дать своему государству политическое бытие, но по одному, так-сказать, инстинкту просвещения он все к тому приготовил". См. "План государственного преобразования" графа М. М. Сперанского, Москва, 1905, стр. 21. Ср. также В. О. Ключевский, "Курс русской истории", часть IV, Москва, 1910, стр. 278.

92) Ср. критику этой стороны славянофильской доктрины с монархической точки зрения у Льва Тихомирова, "Монархическая государственность", издание техн. центра зарубежных организаций нац.-мысл. молодежи, Мюнхен, 1923, т. II, стр. 135. "Почему, -- спрашивает автор, -- местное управление не есть дело "властолюбия", а общее, государственное -- дело "властолюбия"?

93) Лев Тихомиров, там же, стр. 135, 136. Ср. также Н. А. Захаров, "Система русской государственной власти", Новочеркасск, 1912, стр. 67 и сл., особенно 298, 299.

94) "...

|< Пред. 67 68 69 70 71 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]