Политическая доктрина славянофильства   ::   Устрялов Николай

Страница: 67 из 71

Известно, что была эпоха хронических народных мятежей, причем "в этих мятежах, -- отмечает В. О. Ключевский, -- резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось церемониалом и церковным поучением: ни тени не то что благоговения, а и простой вежливости и не только к правительству, но и к самому носителю верховной власти". Сравнение новой династии со старой отнюдь не свидетельствует в пользу новой: при старой династии, -- пишет тот же историк, -- Москва не переживала таких бурных проявлений народного озлобления против правящих классов, не видывала такой быстрой смены пренебрежения к народу заискиванием перед толпой, не слыхала таких непригожих речей про царя, какие пошли после мятежа: "царь глуп, глядит все изо рта у бояр Морозова и Милославского, они всем владеют, и сам государь все это знает да молчит, черт у него ум отнял" (В. О. Ключевский, "Курс русской истории", ч. III, Москва, 1908, стр. 309, 170). "Один костер протопопа Аввакума вполне достаточен, чтобы осветить всю вопиющую фальшь славянофильской доктрины", -- решительно утверждает в своей полемике с учением славянофилов Вл. С. Соловьев (Собр. соч., изд. I, т. V, стр. 189.).

61) Т. I, стр. 16.

62) Ср. С. А. Венгеров, Сочинения, т. III, стр. 59--60.

63) "Записка", стр. 35, 36; И. Аксаков, т. V, стр. 50.

64) Цит. соч., стр. 12, 13.

65) "Русский Архив", 1890, No 1, стр. 154; ср. С. А. Венгеров, цит. соч., стр. 72--74.

66) Ср. И. Аксаков, т. V, стр. 104. Хомяков называл деятельность Петра "страшной, но благодетельной грозою".

|< Пред. 65 66 67 68 69 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]