Страница:
27 из 374
По мнению анархистов, “диалектика-это
метафизика”, а так как они “хотят освободить науку от метафизики, философию
от теологии”, то они и отвергают диалектический метод (см. “Нобати” №№ 3 и 9.
Ш. Г, см. также “Наука и анархизм” Кропоткина).
Ну и анархисты! Как говорится, “с больной головы на
здоровую”. Диалектика созрела в борьбе с метафизик кой, в этой борьбе она стяжала
себе славу, а по мнению анархистов выходит, что диалектика - это метафизика!
Диалектика говорит, что в мире нет ничего вечного, в
мире все преходяще и изменчиво, изменяется природа, изменяется общество, меняются
нравы и обычаи, меняются понятия о справедливости, меняется сама истина, - поэтому-то
диалектика и смотрит на все критически, поэтому-то она и отрицает раз навсегда
установленную истину, следовательно, она отрицает и отвлеченные “догматические
положения, которые остается только зазубрить, раз они открыты” (см. Ф. Энгельс,
“Людвиг Фейербах”).
Метафизика же говорит нам совершенно другое. Для нее
мир есть нечто вечное и неизменное (см. Ф. Энгельс, “Анти-Дюринг”), он раз и
навсегда определен кем-то или чем-то, - вот почему у метафизиков всегда на языке
“вечная справедливость” и “неизменная истина”.
“Родоначальник” анархистов Прудон говорил, что в мире
существует раз навсегда определенная неизменная справедливость, которая должна
быть положена в основу будущего общества. В связи с этим Прудона называли метафизиком.
|< Пред. 25 26 27 28 29 След. >|