Страница:
30 из 374
”
(см. “Анти-Дюринг”. Введение).
Как же так! - горячатся анархисты. - Разве возможно,
чтобы едини тот же предмет в одно и то же время был и хорошим и плохим?* Ведь
это “софизм”, “игра слов”, ведь это значит, что “вы хотите с одинаковой легкостью
доказать истину и ложь”!..
Однако, вдумаемся в суть дела.
Сегодня мы требуем демократической республики. Можем
ли мы сказать, что демократическая республика во всех отношениях хороша или
во всех отношениях плоха? Нет, не можем! Почему? Потому, что демократическая
республика хороша только с одной стороны, когда она разрушает феодальные порядки,
но зато она плоха с другой стороны, когда она укрепляет буржуазные порядки.
Поэтому мы и говорим: поскольку демократическая республика разрушает феодальные
порядки, постольку она хороша, - и мы боремся за нее,
но поскольку она укрепляет буржуазные порядки, постольку
она плоха, - и мы боремся против нее.
Выходит, что одна и та же демократическая республика
в одно и то же время и “хороша” и “плоха” - и “да” и “нет”.
То же самое можно сказать о восьмичасовом рабочем дне,
который в одно и то же время и “хорош”, поскольку он усиливает пролетариат,
и “плох”, поскольку он укрепляет систему наемного труда.
Именно такие факты имел в виду Энгельс, когда он приведенными
выше словами характеризовал диалектический метод.
|< Пред. 28 29 30 31 32 След. >|