Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 196 из 634



В каждом представлении этой драмы страдание является ключевой нотой в роли человеческого протагониста независимо от того, играется ли эта роль Иисусом из Назарета или Иовом, Фаустом и Гретхен,Адамом и Евой, Ипполитом и Федрой или Хедом и Бальдром (5).

Объективно испытание состоит из череды ступеней, которые --------------------

* Smuts J.Holism and Evolution. 2-nd ed. L., 1927, рр. 218-219.

110

испытуемый должен последовательно преодолеть во имя божественной цели.

На первой ступени главный герой драмы реагирует на нападение со стороны искусителя переходом из состояния пассивности к активности от Инь к Ян. Действие по своей природе может быть либо низменным,как в случае, когда Старый моряк, как это описано в поэме Кольриджа, стреляет в Альбатроса (6) или когда Локи руками слепого бога Хеда пускает в Бальдра стрелу из омелы; либо возвышенным, как, например, в случае с Иисусом, когда он, будучи искушаем в пустыне сразу после своего крещения в Иордане, отвергает традиционную для верований иудаизма роль Мессии, призванного привести избранный народ к владычеству над всем миром с помощью меча (Матф. 3, 13-15; Марк 1, 9-13; Лука 3, 2-22, и 4,1-13). Существенна здесь не нравственная сторона поступков и характеров, а динамические последствия содеянного. Поступок Старого моряка изменяет судьбу корабля и его команды; действие Иисуса меняет саму концепцию Мессии и, таким образом, придает ей новую силу. Соответствующее действие в испытании Иова - это проклятие дня его рожденияпротест,в результате которого появляются все заслуги Иова и раскрывается справедливость Бога.

|< Пред. 194 195 196 197 198 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]