Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 115 из 469

), что в нашем языке слово "истина" в ее собственном значении означает соответствие или согласие мысли с предметом. Но когда мы приписываем это вещам, которые вне нашей мысли, то она означает лишь, что эти вещи могут стать объектами действительных мыслей, будь они наши или будь они мысли Бога. Иначе (без разъяснения. - М. М.) нельзя дать никакой логической дефиниции, которая помогла бы нам понять ее природу. И то же самое я думаю о многих других вещах, которые абсолютно просты и естественным образом познаются (se connaissent naturellement)". Здесь у Декарта, по-французски, рефлексивный оборот: "познаются естественным образом". То есть такие вещи, помимо истины, как "фигура, величина, движение, место, время и o.a. И они таковы, что, когда мы хотим их определить, мы их только затемняем и запутываемся сами".

Автор, пишет далее Декарт, отвечая на просьбу Мерсенна, опирается на общепринятые истины, предполагающие "всеобщее согласие" (или "коллективный опыт", как это стало называться позже. - М. М.), а "я для моих истин принимаю только одно правило - естественного света" И дальше идет очень интересное рассуждение: "Поскольку все люди имеют один и тот же естественный свет (подчеркну, "если имеют", т.е. если имеют, то имеют. Помните, я говорил: чтобы быть добрым, нужно уже быть добрым или добродетельным. Это тавтология, и ничего с этим не поделаешь, так устроено. - М. М.), постольку они, казалось бы, должны иметь одни и те же понятия: но это не так, почти никто не пользуется хорошо этим светом, из чего следует, что многие люди...

|< Пред. 113 114 115 116 117 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]