Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 116 из 469

могут быть даже согласны между собой, разделяя одно и то же заблуждение". То есть общее согласие - не критерий. Почему? По следующей причине: "Существует множество вещей, которые могут быть познаны только естественным светом, но о которых еще никто не совершил акта рефлексии". Повторяю, существует множество вещей, которые познаваемы только естественным светом, и если подумаем, то будем знать, что они есть. Но о них никто еще не подумал, поэтому как может быть установлен критерий общего согласия?

В конце письма Декарт называет это (когда не думают) - "инстинктом", в отличие от "природного инстинкта", который он определяет иначе, называя его через запятую, а точнее, через союз "или", следующим образом: "естественный свет или intuitus mentis", Интуиция духа. То есть простая интуиция ума.

Чтобы завершить это рассуждение, попытаемся связать только что сказанное, а именно что есть что-то, о чем "еще не совершен акт рефлексии", с той машиной, о которой я говорил. Сложная машина в нашей голове, мы о ней подумали, но откуда она, какова ее причина? Декарт отвечает: чтобы можно было подумать о ней, она уже должна быть актуально, или формально. То есть сознание актуальной бесконечности раскрывает следующую простую тайну, оно вводит некое представление о поле естественного света, онтологическом поле естественного света, и Декарт противопоставляет его коллективному опыту или согласию.

|< Пред. 114 115 116 117 118 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]