Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 354 из 469

Декарт продолжает, что эта аксиома необходима и должна быть положена в само основание познания, ибо только от нее зависит познание всех вещей, будь они чувственные, или духовные, или нечувственные. И вот теперь начинается сложный пункт, и убей меня, если это действительно можно понять без "лебеды". Слушайте внимательно: "Откуда мы знаем, например, что небо существует? Потому что мы его видим? - спрашивает Декарт. - Но ведь это видение имеет отношение к духу или к сознанию, если только оно является идеей".

То есть мексиканец относится к сознанию, только если он - идея. Не потому что он есть в мире, он есть, но это не главное. Мы видим мексиканца не потому, что он есть в мире, хотя он есть в нем. И мы видим небо не потому, что оно есть, а потому что то, что мы называем "видеть небо", - это идея... О Боже! - давайте постараемся как-то вместе разобраться, это действительно невозможная вещь.

Повторяю, если в мире есть небо, и я его вижу, то в этой фразе, утверждающей существование неба, содержится картина, незаконно удваивающая мир. Значит, есть кто-то еще, какой-то наблюдатель, который видит и небо, и мое сознание, в котором есть идея неба, и говорит: в твоем сознании идея неба, так вот - небо существует, оно отразилось в твоем сознании. Но, продолжает Декарт: "Идея... внутренне присущая самому духу (inherente en l'esprit meme)". To есть что? Что идея неба в человеческом сознании возможна без всякого неба? Что она врожденна? Это говорит Декарт? Явно нет. Попробуем понять, что же он говорит? "... внутренне присущая самому духу, а не образ (или материальная вещь. - М. М.

|< Пред. 352 353 354 355 356 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]