Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 356 из 469

А откуда само это знание? Неужто есть еще какой-то третий наблюдатель, который видит нас, и наши наблюдения, и мир, который мы наблюдаем? Каким же образом он способен тогда сообщать нам свои знания? И откуда он вообще берет эти знания, кроме, кстати говоря, как не от нас самих, включенных в это движение, и из которого как бы выпадают в осадок различные элементы, на которых потом можно проанализировать смысл термина "мексиканец". Так вот, в этих элементах, которые можно проанализировать со стороны движения, в каждом из них есть все остальные, их смысл. Они как бы входят друг в друга. Представьте себе китайские предметы или вещи такой тонкой работы, что понять ничего невозможно, и они еще "вложены" друг в друга. Я не понимаю, зачем это делалось, но делалось, хотелось. (Бергсона этом случае употребил бы, очевидно, термин imbrication наслоение.) Если я один элемент называю "колесом", то это уже мексиканец на колесе. Если называю другой "шляпой", то это уже мексиканец на велосипеде. То есть каждый отдельный элемент сам является при этом, как в голограмме, представлением всего предмета. Такова очень причудливая картина того, как мы вообще обозначаем предметы именами.

Теперь я возвращаю вас к тому, о чем вскользь говорил в прошлый раз - к "чистому концепированию". Что память предполагает фиксирование того, что предмет, который запоминается, - нов; он запоминается потому, что есть осознание того, что мы видим его впервые.

|< Пред. 354 355 356 357 358 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]