Страница:
153 из 169
А вот захочет ли она подчиниться приказам кочующего правительства и кочующей Ассамблеи? - Он выдержал паузу. - Я лично в этом сомневаюсь. Конечно, всегда приятно верить в чудо (это уже был выпад против легковерного Мадзини), но времена чудотворцев миновали. Факты убедительнее любых надежд, а они ясно говорят - дальнейшая борьба бессмысленна. Остается одно - договориться с французами.
- Иными словами, капитулировать?! - крикнул ему Гарибальди.
- Сдаться, по возможности, на почетных условиях, - ответил Розелли, спускаясь в зал. Он был подавлен, но спокоен - он выполнил свой долг, сказал пусть горькую, но правду.
А к трибуне уже шел депутат Энрико Чернуски, на ходу бросив в зал:
- Надеюсь, никто не обвинит меня в трусости?
Такое начало озадачило Ассамблею. Чернуски даже среди храбрецов слыл человеком редкого бесстрашия. В Милане, когда город восстал против австрийцев, а те засели в Арсенале, Чернуски первым бросился на штурм.
В Риме он возглавил баррикадную комиссию и с раннего утра до вечера обходил строящиеся баррикады. Шел во весь рост, не обращая внимания на рвущиеся совсем близко ядра и снаряды.
К чему же этот риторический вопрос?! Чернуски между тем взволнованно продолжал:
- Так вот, сегодня я говорю: сопротивление невозможно. Удержать французов мы больше не в силах. Они разрушат Рим и учинят кровавое побоище. - Он повернулся лицом к триумвирам. - Но Ассамблея должна остаться в Капитолии, даже когда французы займут город.
|< Пред. 151 152 153 154 155 След. >|