Страница:
2 из 4
"Морской Его Величества корпус!" Прежде я вновь перелистал мемуары бывших гардемаринов и Лаврентия Загоскина о том, как они учились и что сними там делали. Общая картина такова: с утра и до позднего вечера все дрались. Это было время, когда Морской корпус выковывал в своих исторических стенах будущих адмиралов - героев обороны Севастополя и Камчатки. В кадеты брали малолетних дворян и до расцвета гардемаринской юности, пока не осияют их мичманские эполеты, кадеты не вылезали из потасовок, а начальство даже не вмешивалось, мудро рассуждая: "Помилуй Бог! Ведь для того их и готовят, чтобы драк не чурались. без задорства на флоте не обойтись".
Начальство со своей стороны тоже посильно "взбадривало" не успевающих в учебе розгами. Это ерунда, будто розги для экзекуций заранее отмачивались в соленой воде. В Морском корпусе их готовили с вечера в общественных писсуарах (и дешево, и сердито!). Если говорить о традиционном мордобое на флоте, когда офицер свободно отпускал "леща" матросу, то это, наверное, наследие воспитания, ибо офицер старого русского флота не признавал иного права, кроме кулачного. Николай I в учебный процесс не вмешивался, ибо бом-брам-шкоты или фор-марса-реи давались ему с трудом, но однажды, посетив корпус, он спросил: где кадетские дортуары? Адмирал Рожнов понял это слово в ином, русском значении:
- Вокруг всего корпуса, Ваше Величество.
- Это плохо, - огорчился император.
Николай I, покидая корпус, подозрительно принюхивался, не пахнет ли где "дортуарами", а затем приказал: "Кадет выстричь, выбрить, дать им бодрую осанку, а взгляд должны иметь молодецкий".
|< Пред. 1 2 3 4 След. >|