Томас Манн :: Апт С
Страница:
53 из 511
ИТАЛИЯ
Мало ли людей искусства - писателей, живописцев, музыкантов - ездило в Италию именно как в классическую страну искусства, как в огромный, не имеющий себе равных музей, чтобы увидеть античные развалины, прославленные полотна и скульптуры мастеров Возрождения, дворцы и храмы, выстроенные великими зодчими, чтобы и самим подышать воздухом, которым дышали творцы бесценных сокровищ.
Когда Томас Манн в двадцать лет впервые отправился в Италию, он, вероятно, тоже смотрел на свое путешествие прежде всего как на некое образовательное паломничество к святыням европейской культуры. Поехав туда с братом Генрихом на лето - необычное для туристов время было выбрано, надо полагать, ради дешевизны, - он не знал, что вернется в Италию на долгое жительство не для более близкого знакомства с ее художественными сокровищами и не для более прочного соприкосновения с ее природой, а в поисках "места, где можно было бы, укрывшись от мира и без помех, поговорить один на один со своей жизнью, своей судьбой". Последние, взятые в кавычки слова принадлежат, собственно, герою "Доктора Фаустуса" - Адриану Леверкюну, который, точь-в-точь как автор, переселился с мюнхенской Рамбергштрассе в Сабинские горы, в захолустный городок Палестрину, в отличие от автора, правда, в 1911 году, а не на пятнадцать лет раньше. Отнести эти слова к самому Томасу Манну мы позволяем себе не просто на основании такого многозначительного географического совпадения, а потому, что во время своего долгого (октябрь 1896 - апрель 1898) пребывания в Италии он работал гораздо сосредоточеннее, чем до этого в Мюнхене. Почти все новеллы, составившие первый сборник, "Маленький господин Фридеман", были написаны в первые итальянские месяцы.
|< Пред. 51 52 53 54 55 След. >|