Томас Манн :: Апт С
Страница:
61 из 511
В этом упорстве сказалось, конечно, влияние Ницше, его тезиса об аморализме и "аристократизме" жизни, которая не признает этических категорий, глумится над ними и дарует победу лишь темной, стихийной, неподконтрольной разуму силе. Влияние Ницше и внутренняя полемика с ним. Полемика эта доведена до конца, то есть до решительного утверждения неотрывности эстетического начала от этического, только на старости лет, в "Докторе Фаустусе". Доведена она там до конца в этом смысле и по частному вопросу о правомочности сознательного усилия в художественном творчестве.
Два персонажа романа, Гельмут Инститорис и Рудольф Швердтфегер, выражают две противоположные точки зрения. Инститорис, "специалист по эстетике и теории искусств", вступает в спор со скрипачом Швердтфегером по поводу "заслуги", добытой с бою... осуществленной усилием воли и самопринуждением, и Рудольф, от души похваливший усидчивость и назвавший ее достоинством, никак не мог понять, почему это вдруг Инститорис напал на него... "С точки зрения красоты, - сказал тот, - хвалить нужно не волю, а дар, который только и должно вменять в заслугу. Напряжение - удел черни, благородно... лишь то, что создано инстинктивно, непроизвольно, и легко". Швердтфегер, однако, не согласился с Инститорисом. "Нет... - сказал он несколько тихим и сдавленным голосом, показывавшим, что Руди не вполне уверен в своей правоте. - Заслуга есть заслуга, а дар именно не заслуга. ...Ведь это как раз и красиво, когда человек превозмогает себя и делает что-то еще лучше, чем ему дано от природы".
|< Пред. 59 60 61 62 63 След. >|