Томас Манн :: Апт С
Страница:
88 из 511
Томас Манн одухотворил историю собственного семейства, придал ей широкое, символическое значение, "переложил ее в стихи", как описание тифа из энциклопедического словаря. Разглядев общее направление, в котором она двигалась - упадок, распад, и поставив перед собой задачу, названную в подзаголовке романа ("История гибели одного семейства"), он тем самым уже возвысился над материалом: ведь семья Маннов в отличие от Будденброков не только не погибла, но в лице двух старших братьев вступила в полосу, как выразился Генрих, "плодотворного подъема". Кстати сказать, первоначально автор не собирался умертвлять мальчика Ганно, чьим прототипом был он сам, и набросал даже несколько главок о дальнейшей его судьбе. Гибели Ганно потребовала внутренняя логика произведения, проникнутого ощущением конца эпохи. Но отдавал ли себе автор, приступая к работе, в этом ощущении ясный отчет?
По замыслу роман должен был только передать "психологию тех, кто устал жить". Ни на какую социально-историческую критику автор поначалу, приступая к делу, не притязал. "Как сейчас помню - рассказывал он через много лет, что во время работы над "Будденброками" один мюнхенский художник спросил меня, чем я занимаюсь, и я ответил скорее с досадой, чем с бодростью: "Ах, это скучная бюргерская материя, но дело идет об упадке, и этим она литературна".
|< Пред. 86 87 88 89 90 След. >|