Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности :: Фуко Мишель
Страница:
436 из 530
Речь идет не о том, чтобы показать, каким образом секс удерживался на расстоянии, но - о том, как было положено начало той долгой истории, которая в наших обществах устанавливает связь между {i}сексом{/i} и {i}субъектом{/i}" ({i}Resume des cours,{/i} pp.136-137). В этих лекциях Фуко показывает, что появление "человека желающего" как особой {i}формы субъективации,{/i} особой "культуры себя" связано по большей части с практиками {i}покаяния{/i} и процедурами {i}признания,{/i} сложившимися в рамках христианства. Наряду с формами "заботы о себе", которые сложились уже внутри философских школ античности (вечернее сосредоточение и постоянная бдительность по отношению к самому себе), эти практики включали и ряд новых моментов: безусловное послушание по отношению к учителю, постоянное отслеживание происходящего в душе и в мыслях, а также обязательная экстериоризация всех этих "движений души" в речи с одновременным выяснением того, откуда каждая мысль - хорошая или дурная - пришла: от Бога, от самого себя или от дьявола (см., кроме того, резюме курсов лекций: "О правлении живыми" за 1979-80 год и "Герменевтика субъекта" за 1981-82 год. Выдержки из этого последнего курса были опубликованы на русском языке в сб.: {i}Социо-Логос,{/i} вып.1, М., 1991, сс.284-311). с.275 В тексте первого варианта "Введения" находим поразительное место, которое отсутствует в окончательном тексте, но дает ключ к пониманию критически важных ходов мысли позднего Фуко. Здесь Фуко формулирует новое и во многом неожиданное понимание отношений между {i}опытом, практикой{/i} и {i}действием,{/i} с одной стороны, и {i}мыслью,{/i} или {i}историей мысли,-{/i} с другой.
|< Пред. 434 435 436 437 438 След. >|