Бродяги духовного чина   ::   Лесков Николай Семенович

Страница: 34 из 37



Таким образом, некоторая доля послабления раскольничьей свободе, которое недальновидными критиками правительственных действий считается за вред православной церкви, на самом деле едва ли не приносит большой, своего рода, пользы для всего православного духовенства, ибо с тех пор, как раскольники не сманивают наших вдовых попов и иеромонахов, церковь свободна от целого ряда таких прискорбных случаев, какие мы видели.

Кажется, одни эти факты и посильный опыт их объяснения должны бы помочь поспешным на осуждение правительства людям быть осторожнее в своих толкованиях. Может быть, небольшое по этому случаю раздумье заставит их даже преклониться пред неисповедимыми путями Провидения, так как, конечно, не без его воли недоброжелательный к православной церкви раскол сам сослужил церкви наиполезнейшую службу, избавив православных архиереев от досадительных, малополезных, а притом и несколько скандальных хлопот "о сиску бродяг духовного чина".

Как на частное обстоятельство желаю обратить внимание читателей на то, что "сиск" идет о бродягах разных монастырей, как малороссийских, так и великорусских, но приметы бродяг везде описываются по-малороссийски. Отчего бы это могло происходить? Не оттого ли, что иноки из малороссов, будучи просвещеннее или, по крайней мере, грамотнее братии великорусской природы, везде содержали монастырское письмоводство в своих руках? Иначе, кажется, невозможно объяснить малороссийских слов в московских сношениях "о сиску" (Прим. автора.)

ПРИМЕЧАНИЯ

Впервые - "Новости и биржевая газета", 1882, от 11, 20, 26 мая.

Стр. 481. Павловский Иван Данилович (1852 - 1881) - историк церкви, археолог, сотрудник церковной прессы.

"Охапка шпаргалов" - В Архиве Н. С. Лескова имеется следующий материал: "Монастырские беглецы. Указы Елизаветы и Екатерины II о монастырских беглецах 1740 - 1793 гг.

|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]