Страница:
19 из 22
Причина эта, по мнению редакции, во главе которой стоит бывший профессор духовной академии, заключается "в системе замещения высших церковных должностей в православной иерархии". Она обозначилась после того, как "древний обычай свободного избрания клиром и народом лиц, достойных занятия высших церковных должностей, вышел из практики и был заменён простой рекомендацией претендента со стороны особенно знатных духовных или светских лиц". После этого вырванное из рук "клира и народа" право избрания в существе выпало и из рук высших духовных лиц, получивших право "рекомендаций", и, вероятно, думавших фактически им пользоваться. Они ошиблись: короли внимали их рекомендациям только тогда, если эти рекомендации отвечали собственному выбору монархов, которые сами не всегда могли знать претендентов, а притом и не всегда руководились соображениями религиозными. Между тем это всего важнее в делах церковных, так как, к сожалению, весьма возможно, что человек, очень удобный в смысле политическом, оставляет желать много лучшего в смысле нравственном. Короли, стоя, по высоте своего положения, далеко от среды, из которой избирались епископы, не могли их знать со всех сторон и потому легко могли впадать в ошибки, делая назначения неудачные, а потом должны были отстаивать своих плохих избранников, вроде святителя Кирилла.
На его внушительном примере мы видим, что тут "последняя вещь была горше первыя".
Право же избрания епископов королями фактически явилось в руках королей таким образом, что они, пользуясь de jure будто бы только правом "утверждения" кандидатов, de facto {юридически... фактически (лат.
|< Пред. 17 18 19 20 21 След. >|