Страница:
2 из 24
" Для новой драмы актер старого европейского театра мало подходил, и Метерлинк письменно размышляет о том, что "может быть, нужно полностью устранить со сцены живое существо", устраняя из своих пьес характер, как важнейшую категорию реализма, и абстрагируя, обезличивая персонажи; герои настолько подчинены основной философской линии автора, что как будто "деревенеют", напоминают марионеток, не способных на самостоятельные действия. Были все основания известному основоположнику модернистского направления в современной драматургии А. Жарри писать о пьесах Метерлинка: "Впервые во Франции появился... абстрактный театр". СМЕРТЬ ТЕНТАЖИЛЯ - сплав театра молчания, театра ожидания, даже театра крика (немного истеричный образ Игрен). Тематически эта пьеса - сплав двух тем, главенствующих в ранней драматургии Метерлинка: тема неумолимой смерти, жестокого трагизма существования (что сближает СМЕРТЬ ТЕНТАЖИЛЯ с "Непрошеной" и с "Там-Внутри", так как в этих пьесах рок выступает в обличии смерти, то есть в форме всеобщей, а не избирательной и индивидуальной человеческой судьбы); вторая тема - тема "гибели-спасения", она же - тема уязвимости любви (как в пьесах "Принцесса Мален" или "Пелеас и Мелисанда"). Силы, вступающие в конфликт в написанных ранее пьесах Человек и Смерть, Любовь и Рок, - образуют здесь новую комбинацию: в борьбе за маленького Тентажиля происходит столкновение Любви и Смерти.
Театр отличается от литературы еще и тем, что в нем невозможен комментарий, даже в театре ожидания необходима наглядность.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|