Страница:
4 из 24
Хотя Розанов и утверждал, что в те годы "все были немного метерлинки", Москве было не до Метерлинка... Однако именно на этой пьесе, доведенной до предварительного показа, но оставшейся тогда без премьеры, Мейерхольд опробовал принципы нового театра.
Первая трактовка пьесы Мейерхольдом была созвучна злобе дня, это нетрудно заметить, читая речь, которую подготовил режиссер для премьеры. Однако реальные тюрьмы России и "башня" Метерлинка очевидно находились в разных плоскостях, абсолютно несовместимых друг с другом, а фатум, правящий судьбами персонажей пьесы, имел иные свойства, чем "историческая необходимость" поСЮстороннего мира. Мейерхольд отказался от идеи "навязать Метерлинку политическую активность" (Рудницкий К.Л.). "Исходная точка для нас - богослужение. Спектакль Метерлинка - нежная мистерия, еле слышная гармония голосов (выделено мной - К.Р.), хор тихих слез, сдавленных рыданий и трепет надежд. Его драма прежде всего проявление и очищение души. Его драма - это хор поющих вполголоса о страдании, любви, красоте и смерти. Простота, уносящая от земли в мир грез. Гармония, возвещающая покой", - к такому выводу пришел режиссер в июле 1905 года. Станиславский позволил Мейерхольду придать спектаклю ритуальную форму. Театр - храм, где актеры не играют, а священнодействуют - удивительный, даже странный подход к спектаклю для МХТ. С самого начала стало ясно, что для пьесы Метерлинка глубокая сценическая площадка, доведенная почти до идеала в МХТ, - только помеха. В процессе подготовки спектакля С. Судейкин и Н.
|< Пред. 2 3 4 5 6 След. >|