Теэтет   ::   Платон

Страница: 73 из 108

Не правда ли, людям и животным от при-с роды присуще с самого рождения получать впечатления, которые через тело передаются душе, а вот размышления о сущности и пользе всего этого появляются с трудом, долгое время спустя, после многих старании и учения, если вообще это приходит? Теэтет. Совершенно верно.

СОКРАТ. А можно ли постигнуть истину того, сущности чего ты не постиг?

ТЕЭТЕТ. Нельзя.

СОКРАТ. А будет ли кто-то знатоком того, истины чего он не постиг?

ТЕЭТЕТ. Как это возможно, Сократ?

СОКРАТ. Значит, не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет. Теэтет. Очевидно.

СОКРАТ. Скажешь ли ты про столь различные вещи, что это - одно и то же?

ТЕЭТЕТ. Это было бы несправедливо.

СОКРАТ. Каким же [общим] именем ты все это назовешь - слух, зрение, обоняние, охлаждение, согревание? Теэтет. Я бы сказал - ощущением. Как же иначе? [?

СОКРАТ. Стало быть, все это ты будешь называть ощущением?

ТЕЭТЕТ. Это необходимо.

СОКРАТ. А этим ощущением, как мы говорили, истину схватить нельзя, равно как и сущность? Теэтет. Стало быть, нельзя.

СОКРАТ. Выходит, и знание нельзя?

ТЕЭТЕТ. Выходит, что так.

СОКРАТ. Значит, Теэтет, знание и ощущение никогда не будут тождественны.

ТЕЭТЕТ. Видимо, нет, Сократ. И теперь мне стало совершенно ясно, что знание есть нечто иное, нежели ощущение. Сократ. Однако не для того мы начинали рассуждать, чтобы найти, что не есть знание, а чтобы найти, что оно есть.

|< Пред. 71 72 73 74 75 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]