Страница:
74 из 108
Тем не менее мы настолько продвинулись вперед, чтобы искать его вовсе не в ощущении, а в том имени, которое душа носит тогда, когда сама по себе занимается рассмотрением существующего.
ТЕЭТЕТ. Но я думаю, Сократ, что это называется "составлять себе мнение".
СОКРАТ. Ты правильно думаешь, милый, и теперь, зачеркнув все прежнее, посмотри с самого начала, не увидишь ли ты чего-либо большего, после того как сделал такие успехи. И скажи еще раз, что же такое есть знание? Теэтет. Сказать, что это всякое мнение, Сократ, нельзя, поскольку бывает и ложное мнение. Пожалуй, знание - это истинное мнение: таков пусть и будет мой ответ. Если же в ходе рассуждения это не станет очевидным, как сегодня уже бывало, то мы попытаемся истолковать это как-то иначе.
СОКРАТ. Только смелее следует рассуждать, Теэтет, и не отвечать так робко, как раньше. Если мы будем так поступать, то одно из двух: либо мы найдем то, что ищем, с либо уж не будем считать, что знаем то, чего вовсе не знаем. Впрочем, и этой наградой не стоит пренебрегать. Вот и теперь, что ты говоришь? Что поскольку есть два вида мнений: одно - истинное, другое ложное, то знание ты определяешь как мнение истинное?
ТЕЭТЕТ. Я - да, ибо теперь для меня это очевидно.
СОКРАТ. А не стоит ли нам возвратиться к рассмотрению мнения?
ТЕЭТЕТ. Что ты имеешь в виду?
СОКРАТ. Как уже и не раз прежде, теперь меня [i беспокоит то обстоятельство, что я всегда крайне затрудняюсь объяснить себе самому или другому, что же это за свойство такое и каким образом оно у нас возникает. Теэтет. Какое именно свойство?
СОКРАТ. Свойство иметь о чек-то ложное мнение.
|< Пред. 72 73 74 75 76 След. >|