Страница:
10 из 114
Объяснение мишны второй
Эта мишна — продолжение предыдущей — разъясняет, что
является основанием для точки зрения мудрецов, высказанной там
ПОЧЕМУ
ОН НЕ ПРИНОСИТ? Почему не приносят бикурим все те, кто был перечислен в
предыдущей мишне: сделавший отводок на чужое частное или на общественное
владение, или к себе с другого частного или с общественного владения, или
проведший отводок под личной или общественной дорогой? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Шмот
23:19): "ПЕРВИНКИ УРОЖАЯ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ ТВОЕЙ приноси в Храм Г-спода, Б-га
твоего", и из слов "земли ТВОЕЙ" следует, что бикурим не
приносятся, ПОКА ВСЕ ВЫРОСШЕЕ НЕ БУДЕТ плодами ТВОЕЙ ЗЕМЛИ. Значит, отсюда
исключаются все перечисленные выше случаи, поскольку во всех этих случаях плоды
не являются плодами только "земли твоей".
ИЗДОЛЬЩИКИ
— отдающие хозяину определенную часть урожая, а все остальное берущие себе, и
АРЕНДАТОРЫ полей или садов, отдающие хозяевам определенную плату независимо от
того, богатый урожай в этом году или бедный; ВЫМОГАТЕЛЬ — головорез, вымогающий
поле у хозяина, угрожая его убить, или, согласно другому объяснению, так
называемые "сикарии" ("носители кинжалов") — головорезы
времен войны с Римом, скрывавшие короткие кинжалы под своей одеждой и пускавшие
их в ход каждый раз, как только встречали сопротивление. Рамбам же говорит, что
речь идет о разбойниках, отнимающих участки земли у их владельцев и
присваивающих выросший на них урожай. Как бы то ни было, ВЫМОГАТЕЛЬ не
становится собственником захваченной им земли — так как ее законный владелец,
хоть и вынужденный отдать ее, не отчаивается когда-нибудь добиться через суд
возвращения отобранной у него земли. И ГРАБИТЕЛЬ, захвативший чужую землю, —
все они НЕ ПРИНОСЯТ бикурим ПО ТОЙ ЖЕ ПРИЧИНЕ — указанной выше:
ПОСКОЛЬКУ СКАЗАНО: "ПЕРВИНКИ УРОЖАЯ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ ТВОЕЙ" —
следовательно, все перечисленные выше исключаются из выполнения этой заповеди,
поскольку распоряжаются не своей землей.
|< Пред. 8 9 10 11 12 След. >|