Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации.   ::   Цонкапа Чже

Страница: 11 из 121

2):



"– Бхагаван! Сколько есть объектов безмятежности?

– Один: недискурсивное отражение.

– А сколько есть объектов проникновения?

– Единственный; дискурсивное отражение.

– Сколько же есть объектов обоих?

– Два: пределы сущего 21 и осуществленная цель." 22



Поскольку в «Антологии [Абхидхармы]» говорится о двух пределах сущего: явлениях и сущности – и поскольку, согласно предыдущему указанию Шантипы, безмятежность и проникновение имеют по два [типа] объектов – явления и сущность, – то безмятежность и проникновение не отличаются по своим объектам: возможны безмятежность с постижением пустоты и проникновение без ее постижения.

Итак, поскольку ускользание мысли ко внешним объектам унялось и [она] пребывает на внутреннем объекте, это – «безмятежность». А поскольку [наличествует] все большее (lhag-pa), особое прозревание (mthong-ba), то это – «проникновение» 23 (lhag-mthong).

Не правы те, кто полагает, что недискурсивное состояние [сосредоточения] ума без отчетливого осознавания – это безмятежность, а с отчетливым [осознаванием] – проникновение. Ведь [такое мнение] противоречит Слову Победителя, трактатам Майтреи, сочинениям Асанги, «Ступеням созерцания» и другим исходным Текстам, в которых четко определены безмятежность и проникновение; то есть самадхи – полное сосредоточение мысли на объекте – определено как безмятежность, а мудрость правильного исследования подлежащей познанию сути – как проникновение.

|< Пред. 9 10 11 12 13 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]