Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации.   ::   Цонкапа Чже

Страница: 9 из 121



«Распознавание характеристик» (mtshan-mar `dzin-pa) [здесь] означает не цепляние за реальное (bden-'dzin) 10 , а тщательное исследование объекта.

Значит, в исследовании как явлений, так и сущности присутствуют оба: размышление и анализ.

В соответствии с «Истолкованием замысла», ясно сказано и в «Священной [сутре] облака драгоценностей»:



«Безмятежность – это сосредоточение ума. Проникновение – это правильный анализ.»



И досточтимый Майтрея в «Украшении сутр» (14.8) сказал:



"Знайте, что редуцирование положений 11 Дхармы –

это стезя безмятежности,

а анализ, разбор их смысла –

стезя проникновения."



И далее (18.66):



"Поскольку при помощи правильного сосредоточения

закрепляют ум на [одной] мысли и поскольку

глубоко исследуют дхармы, то это (соответственно) –

безмятежность и проникновение."



То есть фиксация мысли благодаря подлинному самадхи – это безмятежность, а мудрость глубокого исследования дхарм – проникновение. Такое толкование вполне соответствует замыслу этих сутр, и уже невозможно понять их смысл по-иному.

И в «Уровнях бодхисаттв» сказано:



"Когда, по-настоящему закрепив мысль только на несловеснцм 12 (смысловом) объекте 13 или только на представлении, 14 устремляют осознающее внимание, 15 лишенное всякого концептуализирования 16 и отвлечений, на любые внешние объекты, 17 то [состояния] закрепления и поправляемого закрепления мысли на источниках 18 внутреннего сосредоточения вплоть до полной поглощенности и самадхи называются безмятежностью.

***

|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|

Контакты: [email protected]