Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница:
36 из 121
***
Как уже упоминалось, объекты, очищающие от преобладающих склонностей, легко отвращают от страстной привязанности или иного тех, кто чрезмерно склонен к страстной привязанности или иному, и таким образом облегчают достижение самадхи.
Объекты знатока устраняют [представление о] самости индивида, отличной от дхарм, и таким образом создают условие для зарождения проникновения в бессамостность. Поэтому это превосходные объекты для безмятежности. Объекты, очищающие от клеш, являются противоядиями от всех клеш и таким образом приносят великую пользу.
Универсальные объекты не отличаются от вышеупомянутых.
***
Итак, самадхи необходимо осуществлять, опираясь на такие объекты безмятежности, которые служат [и] для особых целей. Поэтому те, кто стремится к самадхи, используя камешек, деревяшку и подобные опорные объекты 62 сосредоточения, очевидно, не ведают системы объектов самадхи.
Некоторые думают, что, если установить мысленную опору и закрепить на ней ум, то это – цепляние за признаки [реального существования]. Поэтому они не опираются на такие объекты, считая, что созерцание пустоты – это именно фиксация без опоры, – что показывает полную неосведомленность в методе созерцания пустоты. То есть, если в это время отсутствует осознавание, то нет и самадхи созерцания пустоты, а если присутствует, – необходимо признать и то, что осознается, т.е. осознаваемое. 63
Если же есть осознаваемое, то оно же является и воспринимаемым умом объектом, поскольку [термины] «объект», «воспринимаемое» и «осознаваемое» означают одно и то же.
|< Пред. 34 35 36 37 38 След. >|