Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница:
92 из 121
Но как же достигается совершенная податливость и каким образом она становится безмятежностью? Совершенную податливость определяет [Арья Асанга] в «Антологии [Абхидхармы]»:
«Что такое совершенная податливость? Это подвластность тела и ума вследствие прекращения их неблагоприятного состояния – фактор устранения всей скверны.»
«Неблагоприятное состояние» – это невозможность произвольно использовать тело и ум для благих занятий, а его противоположность – совершенная податливость – полная подвластность тела и ума благим занятиям вследствие их избавления от неблагоприятного состояния.
Когда устраняется неблагоприятное состояние тела, сопряженное с клешами, препятствующее энтузиазму в устранении клеш, – «тяжесть» и прочая непослушность тела во время старания устранить клеши, [появляется] «легкость» тела. Это и есть подвластность тела.
Также, когда устраняется неблагоприятное состояние ума, сопряженное с клешами, препятствующее энтузиазму в устранении клеш, – отсутствие радостной склонности к закреплению [мысли] на благом объекте во время старания устранить клеши, мысль без всякого сопротивления сосредоточивается на объекте, что и есть подвластность ума. Так говорит и наставник Стхирамати:
«Подвластность тела выражается в том, что тело легко приступает к [исполнению] своих обязанностей. Подвластность ума – это духовная перемена, обусловленная удовлетворенностью и податливостью ума, вошедшего в подлинно [безмятежное] состояние. Будучи „подвластен“, ум без всякого сопротивления сосредоточивается на объекте.
|< Пред. 90 91 92 93 94 След. >|