Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница:
90 из 121
И в «Средней ступени созерцания» сказано:
«Когда тело и ум того, кто так осваивает безмятежность, становятся совершенно податливыми и мысль послушно [сосредоточивается] на объекте, тогда, знайте, осуществляется безмятежность.»
То есть требуются две вещи – послушное пребывание [мысли] на объекте и совершенная податливость.
Поэтому в «Первой ступени созерцания» сказано:
«Знайте, что, когда мысль естественно и столь долго, сколько желаешь, сосредоточивается на объекте, тогда безмятежность совершенна.»
Эти слова тоже подразумевают наличие совершенной податливости, ибо в «Средней ступени созерцания» об этом ясно говорится.
Также, по сути, равновесие – из списка указанных в «Середине и крайностях» восьми контрфакторов, избавляющих [от пяти преткновений] – тождественно девятой степени сосредоточения. Но его недостаточно, ибо там также упоминается [результат] – совершенная податливость.
И в «Наставлении о парамите мудрости» очень ясно сказано:
"Вот уединившийся бодхисаттва, запечатлев в уме смысл обдуманного, отбросив мыслетворение, раз за разом направляет внимание на проясненную таким образом сущность ума. Пока не зародилась совершенная податливость тела и ума, его состояние благоприятствует безмятежности, а когда зародилась, – это и есть безмятежность. "
Все это – конкретизация сказанного в сутрах и комментариях.
|< Пред. 88 89 90 91 92 След. >|