Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница:
91 из 121
Но к какому же уровню относится сосредоточение, пока не зародилась совершенная податливость? Такое сосредоточение относится к уровню Сферы желаний: ибо [неважно], на каком из девяти уровней Трех сфер 109 [находится тот, кто его достигает], – оно не доходит до порога Первой Дхьяны. Достижение ее порога обязательно требует достижения безмятежности.
Хотя на уровне [Сферы] желаний возможно упомянутое сосредоточение, это уровень, где спокойного равновесия нет. Он не называется «ровным уровнем» потому, что его не осуществляют с помощью неутомимости, 110 высшей радости, блаженства и совершенной податливости. Так говорится и в «Конкретных основах уровней»:
«Почему же только такое [самадхи], а не сосредоточение в Сфере желаний, называется „ровным уровнем“? Потому, что это самадхи осуществляется с помощью неутомимости, высшей радости, совершенной податливости и блаженства. А [сосредоточение], практикуемое в [Сфере] желаний, не таково, хотя и там присутствуют размышления об истинной Дхарме.»
Итак, знайте, что, пока не достигнута совершенная податливость, – самадхи, в котором, хотя и не поддерживают постоянной внимательности, ум естественно сохраняет недискурсивность и [по достижении] которого кажется, что ты способен пребывать в нем во всех положениях – ходьбы, гуляния, лежания и сидения, – такое самадхи называется «полным сосредоточением ума [в Сфере] желаний». 111 Его [еще] нельзя считать действительной безмятежностью.
|< Пред. 89 90 91 92 93 След. >|