Этап духовного развития высшей личности :: Цонкапа Чже
Страница:
209 из 243
Относительно способа усердствования славный Матричета указывает, что надо избегать двух [крайностей]: чрезмерного напряжения усилий и чрезмерного расслабления; здесь необходима умеренность, подобная течению реки:
"Совершенствуясь свято, Ты, [Бхагаван], никогда
не бывал ни [чрезмерно] расслаблен, и ни напряжен.
И достоинства Будды поэтому Ты не делил
на те, что прежде обрел, и на те, что обрел потом." 171
И устами Потобы:
"Не стоит уподобляться преследователям [разбойников] из Семоду 172 . Вот преследователи – [кочевники-] северяне сначала отдыхают, готовятся, а затем гонятся до тех пор, пока не настигают разбойников. Так и надо поступать, выделяя время на подготовку. Например, вошь, подготовившись, двигается без остановок и быстро достигает цели, а блоха, прыгая и останавливаясь, ничего не достигает."
3. [Прилежное применение усердия на основе тех двух] 173 .
Таким образом, установив три препятствующих усердию фактора, мы стали применять противоядия от них: породили стремление, способствующее зарождению еще не зародившегося усердия, породили стойкость – фактор, не позволяющий отступить от уже начатого, взрастили силу радостного энтузиазма – [бодрого] начинания дел и нежелания их прерывать и обрели, благодаря силе отдыха, искусность в усердствовании. Теперь необходимо взрастить силу прилежного применения усердия. Это стоит пояснить.
О применении усердия для избавления от подлежащего устранению
[во «Введении в практику» (7.
|< Пред. 207 208 209 210 211 След. >|