Этап духовного развития высшей личности :: Цонкапа Чже
Страница:
217 из 243
Как сказано в «Уровнях бодхисаттв»:
«Следующее за слушанием и размышлением над „Корзиной бодхисаттв“ мирское и немирское однонаправленное, благое сосредоточениеума бодхисаттв, относящееся к Безмятежности, к Проникновению или к сочетанию этих двух стезей, – вот сущность медитации бодхисаттв.»
И во «Введении в практику» (8.1) сказано:
"Когда ты правильно усердие освоил,
свой ум в самадхи надо погрузить."
II. [Начало освоения медитации]
– это размышление о пользе осваивания и вреде неосваивания медитации. Об этом буду говорить в разделе о Безмятежности.
III. Разновидности медитации
Согласно приведенной выше цитате, если подразделять [медитацию], исходя из ее сущности, то она двояка: мирская и немирская. Если [подразделять] по видам – трояка. Но, кроме того, она подразделяется по воздействию: (1) медитация, приносящая блаженство телу и уму в этой жизни; (2) медитация, создающая достоинства; (3) медитация, исполняющая благо существ.
Первая из них – порождает совершенную податливость тела и ума.
Вторая – позволяет достичь сверхъестественных способностей 177 , освобождений 178 , всепроницающих сосредоточений 179 , подавлений 180 и других присущих шравакам достоинств.
Третья – это медитация, осуществляющая одиннадцать благих дел 181 :
IV. Что надо делать, [практикуя медитацию]
Какие благие самадхи ни практикуем, их надо наделять шестью превосходными качествами и соединять с шестью парамитами. Когда, практикуя медитацию сами, приводим к ней других, – это даяние медитации.
|< Пред. 215 216 217 218 219 След. >|