Этап духовного развития высшей личности   ::   Цонкапа Чже

Страница: 8 из 243



Покровитель Нагарджуна сказал:



"Но только Ты есть Путь Освобождения –

опора Будд, пратьекабудд и шравак,

уверенно скажу: другого нет [Пути]."



Здесь возносится хвала Праджняпарамите; шраваки и пратьекабудды тоже на нее опираются, поэтому Праджняпарамита и называется «матерью»; она мать сыновей обеих колесниц: Махаяны и Хинаяны. Следовательно, не мудрость постижения пустоты определяет различие между Махаяной и Хинаяной; различие определяют Устремленность и великие деяния. В «Драгоценном ожерелье» (4.90) сказано:



"Как можно бодхисаттвой стать

в шравакской этой колеснице,

коль ни обетов, ни деяний,

ни устремлений бодхисаттвы

там не упоминают?"



[Итак,] не воззрение отличает махаяниста от хинаяниста, а деяния.

Если даже мудрость постижения пустоты не является особым путем Махаяны, надо ли говорить об иных методах? Поэтому, когда Устремленность практикуют не в качестве важнейшего из наставлений, а лишь начиная вызубренными словами о ней медитацию, но старательно усердствуют в деталях Пути, это показывает очень малую осведомленность в Дхарме.

Как для рождения ребенка необходимы и отец и мать, так для полноценного Пути необходимы и метод и мудрость. Особенно необходимы «глава метода» – Устремленность и «глава мудрости» – постижение пустоты. Если в духовной практике ограничиваться целью-для-себя, заботясь лишь о спасении из сансары, необходимо осваивать отсутствие самости, смысл пустоты, не принимая Безмятежность за Проникновение.

|< Пред. 6 7 8 9 10 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]