Этап духовного развития высшей личности :: Цонкапа Чже
Страница:
7 из 243
В «Устройстве древа» сказано:
«Дети [Благородной] семьи, Устремленность – семя всех достоинств Будды».
Поскольку эти слова необходимо глубоко усвоить, объясню их подробнее.
Соединяясь с семенем риса, вода, удобрение, тепло, земля и другие [факторы] служат причиной ростка риса. Соединяясь с семенем пшеницы, гороха или других [растений], они служат причиной ростка соответствующего [растения]. Поэтому они являются общей причиной 2 .
Семя ячменя, с каким бы условием оно ни сошлось, не станет причиной ростка риса или чего-то другого и, значит, является специфической причиной ростка ячменя; при этом влага, удобрения и т.д. тоже являются причиной ростка ячменя.
Так же [и среди] причин ростка Буддовости – Устремленность к высшему Пробуждению – специфическая причина, подобно семени, между тем как мудрость, постигающая пустоту, является, подобно воде, удобрениям и т. п., общей причиной трех [видов] Пробуждения 3 . Поэтому в «Высшей тантре» (1.34) сказано:
"Преданность Высшей Колеснице – семя,
мудрость же – мать Будды достоинств."
Иначе говоря, Устремленность – как бы отцовское семя, а мудрость, постигающая отсутствие самости, – мать.
Так, например, у отца-тибетца не может родиться сын-индиец, монгол или кто-то другой; отец является причиной, определяющей природу сына. А от матери-тибетки могут родиться дети разных [национальностей], так как она является общей причиной.
|< Пред. 5 6 7 8 9 След. >|