Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 34 из 540

В ней есть религиозно-нравственная оценка, но нет религиозно-мистических прозрений…»

О других славянофилах эту характеристику можно только повторить и усилить…

Эпический максимализм славянофилов мешал им чувствовать и распознавать повседневную проблематичность христианской истории и жизни. Отсюда это притязательное намерение размежевать и обособить «государство» и «землю» в порядке некоего « взаимного невмешательства », или свободы друг от друга — своего рода «общественный договор…»

Новый вариант « замкнутого » идеального общества… Русский народ, говорит Аксаков, «предоставил себе жизнь , свободу нравственно-общественную, высокая цель которой есть: общество христианское …»

Отсюда и тот неожиданный натурализм, который так удивляет читателя в «Записках по всемирной истории» у Хомякова. Здесь движущими силами исторического процесса признаются отвлеченно натуралистические факторы свободы и необходимости, — «дух иранский» и «дух кушитский…»

И в этом плане само христианство включается в развитие «иранского начала».

|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]