Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 32 из 540

Но этим «органическим» или социальным мотивом реальность Церкви еще не исчерпывается, и не он должен быть признан первичным и основным…

Общественность и церковность , — при всем сходстве, эти два порядка не соизмеримы между собой… В славянофильском мировоззрении эта несоизмеримость не была распознана и воспризнана вполне…

От такой нерасчлененности пострадало не столько богословие славянофилов, не столько само учение о Церкви, сколько их философия истории, — сказать вернее, их философия общества…

В социальной философии славянофилов Церковь замещена «общиной …»

Вся религиозная активность вмещается в пределы «общины…»

Государство и Земля , — не стоит ли в этой основной и конститутивной антитезе славянофильской социальной философии « Земля» вместо Церкви ?!..

И не вбирается ли в это новое противопоставление «правительства и земства» все обычное содержание проблемы об отношениях Государства и Церкви?..

Строго говоря, в этой схеме «государство» и «земля» суть только условные обозначения, — разуметь следует: житейское делание и внутреннее совершенство …

«Земля», во всяком случае, в этой схеме есть этическая категория … Достаточно припомнить несколько основных определений Конст. Аксакова, из его известной записки «О внутреннем состоянии России», поданной имп.

|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]