Страница:
33 из 540
Александру II-му в 1855-м году…
«Русский народ государствовать не хочет… Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт, — жизнь мирную духа … Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа , свободы общественной, — народной жизни внутри себя… Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: воздайте кесарева кесареви, а Божия Богови , и другие слова Христа: Царство Мое несть от мира сего ; и потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь, — путь к внутренней свободе и духу , к царству Христову: Царство Божие внутри вас есть …»
«Земская» или «общественная» жизнь здесь противопоставляется суете мирского «государствования» именно как некое бывание «не от мира сего » («путь внутренней правды»)…
«Община» в этой философии есть не столько историческая, сколько именно сверхисторическая или, так сказать, внеисторическая величина , — и народный элемент идеального инобытия, неожиданный оазис «иного мира», « не от мира сего », в котором и нужно, и можно искать убежища от политической суеты…
С этим связана и неожиданная пративоречивость славянофильства в самой постановке философско-исторической проблемы…
Славянофильство задумано было, как философия истории, как философия всеобщей христианской судьбы . Но весь пафос славянофилов ведь именно в том, чтобы выйти и даже отступить из истоpии … Освободить самих себя от исторического или «политическая» тягла, и его «предоставить» другим…
Бердяев в свое время отметил эту неожиданную неувязку в исторической философии Хомякова. «У него нет пророческого истолкования истории, и нередко встречается морализирование над историей. В его философии истории этика преобладает над мистикой .
|< Пред. 31 32 33 34 35 След. >|